История керосиновой лампы и уникальные экземпляры этих светильников. Керосиновая лампа Сообщение как появилась керосиновая лампа

История керосиновой лампы и уникальные экземпляры этих светильников

Львовский жестянщик - Адам Братковский сконструировал и смастерил первую в мире керосиновую лампу в 1853 году - это было сенсационное событие. Керосиновые лампы сегодня используют разве что в декоративных целях, хотя когда-то этот простой и экономичный источник света в мгновение ока завоевал всю Европу и Россию и мигом вытеснил свечи и масляные светильники.

Изобретению главного светильника второй половины XIX века предшествовала сделка Петра Миколяша - предпринимателя, владеющего крупнейшей аптекой Львова, - и двух ушлых дельцов из Дрогобыча, которые уговорили аптекаря купить дистиллят, якобы для перегонки его в дешевый спирт. Это задание и получил лаборант Миколяша - Ян Зех, который вместе с коллегой Игнатием Лукасевичем проводили дни и ночи в экспериментах над нефтепродуктами. Ян Зех первый в мире получил керосин. Первая керосиновая лампа появилась и горела в витрине аптеки Петра Миколяша…

Ян Зех, вдохновившись своим успехом, открыл собственный магазинчик, который продавал керосиновые светильники. Уже в 1854 году его маленькая компания продала 60 тонн керосина! Вскоре лампы от Зеха стали продавать в Австрии и Пруссии.

Массовое производство светильников на керосине началось в Вене. Вскоре австрийские лампы освещали местный вокзал, а также начали продаваться по всей Австро-Венгрии. Занятно, что когда керосиновые лампы австрийского происхождения появились во Львове, их называли венскими, хотя как раз Львов-то и был родиной керосинового освещения. Кстати, именно в львовской аптеке-музее хранится первый экземпляр керосиновой лампы.

Керосиновое освещение получило молниеносное распространение. Стали бурно развиваться мастерские по производству ламп. Менялись материалы для изготовления, а также декор и техника украшения. Керосиновые лампы из фарфора, стекла и золота украшали быт зажиточных людей, а из железа, чугуна и даже дерева — обычных крестьян.

Даниил Гранин, страницы книги «Керогаз и все другие: Ленинградский каталог»

О керосиновой лампе я расскажу подробнее, потому что имел случай познакомиться с человеком, который собрал большую коллекцию таких ламп. У него их больше сотни. Да плюс десятки керосиновых фонарей.

Кстати, попросим художника нарисовать фонарь, вроде того, с которым отец ходил вечером в сарай, на сеновал, - это был фонарь с закрытым пламенем, известный как «летучая мышь». А почему он так назывался, никто у нас не знал. Я спросил у коллекционера, он показал мне старинный немецкий фонарь, на стекле которого было выпуклое изображение летучей мыши, отсюда и пошло.

Керосиновые лампы, начищенные, ухоженные, выстроились рядами на полках. Большие, маленькие, с абажурами венецианского стекла, с фарфоровыми расписными чашками на фигурных бронзовых подставках - каких только тут не было ламп! С голубыми стёклами. Лампы модерн, лампы рококо и совсем простенькие - маленькие жестяные. Старина, ушедшая от нас безвозвратно, - вот с каким чувством я рассматривал их. И в то же время умилённо, потому что при свете этой лампы прошла большая часть жизни отца в лесничестве. При жёлтом свете таких ламп он и учился, и читал, и составлял свои бесконечные ведомости, отчёты, сводки по лесозаготовкам, раскуривал свои самокрутки над ламповым стеклом в токе раскалённого воздуха...

Но хозяин коллекции увлёк мои мысли в другую сторону. Оказывается, не что иное, как керосиновая лампа, способствовала развитию нефтяного дела. Он утверждал, что нефтяная промышленность, нефтедобыча, нефтеразработки, заводы по перегонке нефти - всё обязано изобретению керосиновой лампы. Она подтолкнула, возбудила погоню за нефтью, она, эта старушка, вызвала к жизни, родила нынешнюю мощную индустрию нефти. Лампа, снабжённая воздухо-поддувочными каналами, давала сильный ровный свет, не сравнимый с масляными лампами, и с этого времени потребовался керосин, поэтому начались бакинские нефтепромыслы, американская нефтяная горячка. Других-то потребителей не было, автомобили ещё не появились. Шли 60-е годы XIX века. Керосиновая лампа быстро и победно воцарялась в домах Европы, в городах и сёлах России...

Он показывал мне лампы - первыши и поздние, лампы с плоскими фитилями, лампы с круглыми, связки фитилей разных размеров. Лампы восьми-, десяти-, пятнадцатилинейные. Различной формы стёкла у ламп, колпаки, отражатели. Лампы на все вкусы, их было не меньше, чем сегодня светильников, бра и торшеров, люстр и настольных ламп. Были даже керосиновые лампы с рубиновым стеклом для фоторабот. Мы зажгли маленькую лампу-ночничок и рядом огромную керосиновую лампу, на которой можно было подогревать пищу. Она давала одновременно и свет, и тепло. Когда-то это была целая промышленность, широкое техническое направление, которое создало эпоху нового освещения вместо свечного. Потом пришло электричество, появилась электролампочка и всё это керосиновое хозяйство стало ненужным, некоторое время его ещё держали про запас, а потом выкинули и быстро забыли. Впрочем, мой коллекционер не желал признавать керосиновую лампу умершей. Он показал мне корабельный компас, который и по сей день имеет две маленькие керосиновые лампочки. На всякий случай, для надёжности. В ленинградской блокаде тоже пользовались керосиновой лампой. И до сих пор, утверждал он, во многих семьях хранятся керосиновые лампы как семейные реликвии. Я вспомнил, что в одном ленинградском доме висит на бронзовом кронштейне лампа. По семейным праздникам её заправляют керосином и зажигают. Она досталась от прадеда, сельского врача. Он делал при её свете операции. С тех пор она переходит наследникам, обрела родословную и обросла множеством преданий.

Семейные реликвии достойны уважения. Я люблю дома, где сохраняют увесистые бархатные альбомы с семейными фотографиями. Ларцы с письмами и открытками, написанными прабабушками. Картины, литографии, может, и невесть каких художественных достоинств, но зато они висели и у родителей, и у родителей родителей. Люблю семейные портреты, старые сервизы, старые книги, которые читали ещё предки. Мне всегда как-то пусто в доме, где все новенькое, блестящее, приобретённое только что. Дом нуждается в старых, пускай малонужных вещах, которые переходят к детям. Керосиновая лампа - реликвия трогательная, мягкий золотой свет её уводит в прошлое, когда по вечерам он собирал под свой круг всю семью, родных, тех, о ком вы знаете понаслышке, из семейных преданий..."

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - это осветительный прибор, работа которого основана на сжигании керосина. Первая лампа была сконструирована польским изобретателем Игнацием Лукасевичем в 1853 году. По его чертежам львовский жестянщик Адам Братковский собрал лампу, и вскоре, её разнообразные варианты, выполненные уже другими мастерами, очень быстро распространились по всему миру.

Интересно, что история создания керосиновой лампы это, прежде всего, история поиска доступного источника света. Так, в античном мире для освещения использовали оливковое масло, персидский ученый Ар-Рази (IX век) в своих трудах подробно описал нефтяную лампу, а великий Леонардо да Винчи разработал свой образец масляной лампы. В России керосиновые лампы появились в 1861 году, вытеснив другие светильники именно благодаря дешевизне топлива - керосина.

Керосиновая лампа, как отдельное явление в искусстве, существует чуть более ста лет, но ее живописное и графическое изображение встречается гораздо чаще изображений других утилитарных предметов быта. Во-первых, сама керосиновая лампа могла быть уникальным художественным произведением, а во-вторых, смысловая нагрузка, связанная с её образом, всегда привлекала художников: ведь свет керосиновой лампы - это символ вечного возрождения, это семейный очаг, дом, любовь, жизнь.

Керосиновые лампы сегодня используют разве что в декоративных целях, хотя когда-то этот простой и экономичный источник света в мгновение ока завоевал всю Европу и Россию и мигом вытеснил свечи и масляные светильники. Конструкция керосиновой лампы проста – в металлической емкости налит керосин, в который погружают фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой. Фактически, керосиновая лампа – это усовершенствованная модель масляного светильника, которая позволила в разы сэкономить деньги на освещении домов и улиц.

Датой изобретения керосиновой лампы считается 1853 год, но первые такие светильники появились на Востоке еще в IX столетии. Багдадский поэт Ар-Рази в своих сочинениях описывал лампу, которая работала на масле, а зажигалась при помощи хлопкового фитиля. Чертежи похожего устройства остались нам и после Леонардо да Винчи. Великий изобретатель добавил к металлической емкости с топливом и фильтру стеклянный колпак, который защищал огонь от ветра.

Однако лампа да Винчи так и не была доведена до идеала. Современный ее аналог был создан в лаборатории Львова, и к ее изобретению приложил свою руку венгр по происхождению Ян Зех.

Изобретению главного светильника второй половины XIX века предшествовала сделка Петра Миколяша – предпринимателя, владеющего крупнейшей аптекой Львова, – и двух ушлых дельцов из Дрогобыча, которые уговорили аптекаря купить дистиллят, якобы для перегонки его в дешевый спирт. Это здание и получил лаборант Миколяша – Ян Зех, который отныне проводил дни и ночи в экспериментах над нефтепродуктами. От токсичных испарений несчастный изобретатель даже падал в обморок, но его изобретение стоило таких жертв. Очистив дистиллят с помощью концентрированной серной кислоты и соды, Ян Зех первый в мире получил керосин.

Это хорошо горящее вещество Ян и решил использовать в качестве замены для топлива к масляным светильникам. Он обратился к львовскому жестянщику Адаму Братковскому, который переконструировал масляную лампу на керосиновую. Весной 1853 года первый такой светильник появился в витрине аптеки, а 31 июля того же года в одной из больниц Львова была проведена хирургическая операция под светом керосинового светильника. Эту дату и считают отправной точкой в истории данного источника света.

Ян Зех, вдохновившись своим успехом, покончил с работой в аптеке и открыл собственный магазинчик, который продавал керосиновые светильники. Уже в 1854 году его маленькая компания продала 60 тонн керосина! Вскоре лампы от Зеха стали продавать в Австрии и Пруссии. Однако коммерческий успех не принес изобретателю первой керосиновой лампы счастья в личной жизни. Несколькими годами позже в его доме взорвалась бочка с керосином, в результате чего погибли его жена и дочь.

После этого трагического случая Ян Зех решил оставить керосиновую деятельность, перебрался в Борислав и открыл там первую в городе аптеку. Там же он и прожил до своей смерти. Однако Львов не забыл своего героя. На одной из его улиц установлен памятник керосиновой лампе и ее изобретателю. Архитектурная композиция изображает самого аптекаря, сидящего на стуле возле внушительных размеров керосиновой лампы. На спинке соседнего стула автор скульптуры выгравировал историю создания этого источника света.

А вот в Польше о Яне Зехе предпочитают не вспоминать, а создание керосиновой лампы приписывают Игнатию Лукасевичу. На самом деле, он был только помощником Зеха, но поляки предпочитают считать создателем первой керосиновой лампы своего соотечественника. Кстати, в книгу патентов занесено только имя Яна Зеха как автора оригинального метода очищения нефти.

После того, как Ян Зех отошел от дел, массовое производство светильников на керосине началось в Вене. Вскоре австрийские лампы освещали местный вокзал, а также начали продаваться по всей Австро-Венгрии. Занятно, что когда керосиновые лампы австрийского происхождения появились в Львове, их называли венскими, хотя как раз Львов-то и был родиной керосинового освещения. Кстати, именно в львовской аптеке-музее хранится первый экземпляр керосиновой лампы.

Март 1853 года. Город Львов. Именно здесь впервые была продемонстрирована керосиновая лампа. В один из ясных весенних вечеров, прохожие люди заметили необычный яркий свет, заполнивший помещение аптеки «Под золотой звездой». Как мотыльки, летящие на свет, в аптеку стали заходить люди, чтобы посмотреть на устройство, которое давало такой сильный струйный свет.

Первая керосиновая лампа – изобретение польского фармацевта Игнатия Лукасевича — представляла собой цилиндр, сделанный из толстой жести. Нижняя часть устройства была отведена под сосуд с керосином, а в верхней части помещалось стекло, прикрывающее горящий фитиль. Первая лампа была довольно большой из-за металлических пластин, окружавших конструкцию. Так как свойства керосина не были до конца изучены, использование его для освещения помещений вызывало множество опасений.

Только через некоторое время, обретя уверенность в надежности конструкции лампы, люди начали массово заменять свечи и масляные лампы на керосиновые. Свет, полученный с помощью керосина был намного ярче в отличие от других способ освещения, использовавшихся до изобретения электричества. Самые первые «керосинки» светили также сильно как несколько десятков восковых свечей. А с усовершенствованием конструкций, добавлением некоторых дополнительных деталей, сила света лампы могла сравниться с 300-х ваттной электрической лампочкой. Но все же главной характеристикой любой керосиновой лампы был размер фитиля. Именно от этого зависела сила света. Ширина измерялась в линиях – старинной русской и английской мере длины. Размер обычно проставлялся на верхней части лампового стекла. Именно это значение дало народное прозвище для ламп, которые называли «восьмилинейка», «двадцатилинейка» и т.д.

Немалую роль для быстрого роста популярности керосиновых ламп сыграли еще два важных фактора: стоимость и красота. Во второй половине 19 — начала 20 века сильно увеличились объемы добычи нефти. Поэтому керосин, который является одним из побочных продуктов переработки нефти, можно было купить во многих магазинах и аптеках по сравнительно низким ценам.

Что же касается красоты, то из-за сильной конкуренции и высокого спроса, всего за 40 лет было выпущено больше тысячи разных моделей керосиновых ламп. Их производством в конце 19 века занимались несколько крупных фабрик, самой известной из которых была венская фабрика «Братья Брюннер, Гуго Шнайдер и Рудольф Дитмар».

Металлические части лампы делались из бронзы, реже из позолоты и серебра. Созданием новых моделей и форм ламп занимались отдельные специалисты: художники рисовали эскизы, на фабриках делали отлив новых форм и деталей, завершали процесс создания лампы компоновкой всех деталей в единую конструкцию. Дополнительные украшения и некоторые лампы по специальным заказам создавались на лучших фарфоровых фабриках в Севре (Франция) и Мейсене (Германия).
Востребованность керосиновых ламп массами людей и в городах и сельской местности продолжалась до начала 20 века. Новые источники света, работающие на электрическом токе, постепенно вытесняли все другие осветительные приборы. Конечно, это произошло не за один год, и даже не за десять лет. Электрификация была долгим процессом, который занял многие годы. Во время первой мировой войны люди продолжали пользоваться керосиновыми лампами. Доказательством этому может служить, к примеру, то как называли сестер милосердия — «несущие свет в темноте». Именно с керосиновой лампой в руках заботливые сестры обходили пациентов в больницах и лазаретах, искали раненных на полях сражений.

В марте 1853 года перед аптекой «Под золотой звездой» во Львове собралась толпа. Разошлась весть, что аптека освещена каким-то струйным, невиданным образом. Что же представляла собой самая первая керосиновая лампа, которую увидели горожане? Это был цилиндр-стакан из толстой жести, в верхней части которого помещалось слюдяное окошечко, прикрывавшее необычно яркое пламя.

Изобретателем был фармацевт Игнаций Лукасевич. Его лампа быстро завоевала популярность. Летом того же года в одной из Львовских больниц при свете керосиновой лампы была проведена хирургическая операция. Весть об этом просочилась в газеты. А через некоторое время одна из ламп Лукасевича попала в руки венскому фабриканту Дитмару. Он слегка видоизменил ее, украсил и наладил массовое производство. Самой крупной в мире была венская фабрика Дитмара и братьев Брюннер.

Памятник изобретателю керосиновой лампы Игнацию Лукасевичу во Львове.

А какие светильники служили людям в качестве настольных ламп до появления керосиновых? Наверное, самыми старыми на Земле «настольными лампами» можно считать глиняные и бронзовые светильники, которыми пользовались жители и Рима,- в плоские чаши наливали оливковое масло и клали фитиль. (Следы подобных чаш были даже найдены археологами, в том числе, на месте раскопок в греческих городах-колониях в Крыму. А вообще там много всего интересного, и чтобы прикоснутся к тамошней истории, можно даже отправиться туда в поездку, хотя бы с помощью сайта http://putniki.org/ . Но вернемся к нашей статье).

Даже деревенскую лучину, известную на Руси с незапамятных времен, мы можем считать одной из прародительниц нашей настольной лампы. И для этого, пожалуй, самого примитивного источника света создавались специальные, художественно оформленные приспособления - светцы.

До XIX века людям верно служили свечи. Раньше других появились сальные, затем восковые, стеариновые, парафиновые и, наконец, спермацетовые, которые и горели дольше, и давали меньше нагара и дыма. А каких только подсвечников не существовало! Одиночные и многосвечные, с экраном, защищающим глаза от прямого света, и с часовыми механизмами. Делались эти светильники из бронзы, мельхиора, серебра, золота, украшались в соответствии с господствовавшей тогда модой. Но свечи давали мало света, надо было постоянно подрезать фитиль, стеарин капал «слезами» на стол. Нередко свечи становились и причиной пожара.

Многие проблемы были устранены с появлением масляных ламп. Первая такая лампа с куполообразным абажуром, почти аналогичная по устройству керосиновой, появилась в начале XIX века во Франции. Применявшиеся тогда масла и их смеси плохо впитывались фитилем, поэтому резервуар для масла помещался повыше, под абажуром. Лампы «экстра-класса» снабжались также часовым механизмом, который помогал вовремя нагнетать масло в горелку. И надо сказать, что широкому распространению керосиновых ламп в немалой степени способствовало то, что масляную лампу оказалось легко переделать в керосиновую - надо только перенести резервуар под горелку.

В старых книгах часто можно встретить названия ламп: «пятнадцатилинейка», «восьмилинейка», «трехлинейка». В старинных описаниях ламп трудно найти объяснение этих названий - они были настолько понятны всем, что не считалось нужным давать им объяснения. А нумерация эта означала ширину фитиля, измерявшуюся в старинной единице длины - линиях. Обычно ее проставляли в верхней части лампового стекла (например, цифра 8 или 20). Ширина фитиля - одна из главных характеристик ламп. Немаловажную роль в их оценке играла и сила света, особенно с появлением электрических «конкуренток».

Керосиновая лампа по мере сил пыталась «защищаться». Были созданы различные ее модификации. В зону горения через сквозную трубку стали подавать добавочный воздух. Но все было напрасно - в начале XX века новый способ освещения вытеснил все старые. Правда, поскольку электричество появилось на первых порах не везде, керосиновые лампы еще долго служили людям.