Для чего нужен егэ. Родителям на заметку: все о ЕГЭ по математике

В связи с повсеместным обсуждением всех «за» и «против» общеобязательного школьного экзамена, у далеких от образовательной системы людей возникает вопрос: что такое ЕГЭ? Эта статья познакомит вас с Единым Государственным экзаменом.

ЕГЭ - это форма повсеместного контроля знаний за курс среднего общего образования. Как уже было упомянуто выше, расшифровка аббревиатуры ЕГЭ - Единый Государственный экзамен. На данном типе проверочной работы выпускникам предлагаются задания определенного формата в письменной форме. Исключение составляет ЕГЭ по английскому языку, который включает устную и письменную части.

Обязательными для сдачи являются русский и математика (базовый уровень). Кроме того, ученики по окончании 11 класса могут сдавать любые из 14 общеобразовательных предметов для поступления в ВУЗ.

Экзамен является обязательным не только для всех граждан России, но и для тех, кто проходил обучение за границей. К ЕГЭ не допускаются некоторые группы лиц, среди которых:

  • те, кто имеет академическую задолженность;
  • учащиеся, не прошедшие по результатам итогового сочинения;
  • не имеющие годовые оценки по одному или нескольким общеобразовательным предметам.

На что влияет экзамен?

Для того чтобы понять, что такое ЕГЭ, необходимо разобраться, что зависит от этого экзамена.

Прежде всего, баллы, заработанные на ЕГЭ, влияют на поступление в университеты и институты. Каждый ВУЗ самостоятельно выбирает дополнительные предметы для сдачи.

Дисциплины каждого направления различны. Например, для поступления на медицинский факультет нужно сдать, кроме русского языка и математики, химию и биологию. Чтобы подать документы на зарубежную филологию, необходимо сдать иностранный язык и литературу (в некоторых вузах обществознание). На официальных сайтах вузов можно найти список предметов всех направлений, расположенных в порядке приоритетности. Как правило, проходной балл ЕГЭ находится в прямой зависимости от престижности ВУЗа.

С 2019 года баллы за этот экзамен будут влиять и на возможность получения «золотой» медали. Теперь выпускникам для получения медали необходимо набрать как минимум 270 баллов по трем предметам.

Что представляют собой задания ЕГЭ?

Что же такое ЕГЭ и что этот экзамен требует от выпускников?

Задания общеобязательного экзамена называют КИМ (контрольно-измерительные материалы). Они составлены по определенной модели, разрабатываемой ФИПИ. На сайте ФИПИ можно найти и образцы тестов ЕГЭ для отработки навыков, необходимых для успешной сдачи. Экзамен содержит как задания с кратким ответом, так и с развернутым.

Варианты заданий Единого Государственного экзамена в разных регионах неодинаковы. Это делается для того, чтобы предотвратить утечку заданий. Варианты ЕГЭ, предоставляемые разным регионам, как правило, однотипны и идентичны по сложности.

Рассмотрим формат заданий основных экзаменов - русского и математики.

Математика подразделяется на базовый и профильный уровни, однако профиль сдается по желанию. При сдаче профильного уровня базовый экзамен необязателен.

ЕГЭ по математике базового уровня включает только тестовую часть из 20 заданий. Ответом к ним является одна или несколько цифр без знаков разделения или десятичная дробь. Задания базового уровня относительно несложные и направлены на проверку умения применять знания школьного курса в жизненных ситуациях.

Задания ЕГЭ по математике профильного уровня делятся на 2 части в зависимости от уровня сложности и формата. Первая часть - это 8 заданий с кратким ответом. Вторая часть включает 4 задания с кратким ответом и 7 с развернутым. Выполнение заданий с развернутым ответом требует полной записи решения с подробным обоснованием.

ЕГЭ по русскому языку обязателен при поступлении на любое направление. Он состоит из 24 заданий на выбор одного из предложенных вариантов ответов и одного задания с развернутым ответом. Запись тестов ЕГЭ в бланк ответов предполагает запись слова, цифры или их последовательности без разделительных символов.

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку представляет собой сочинение по данному тексту с привлечением художественной литературы из школьной программы.

Время сдачи ЕГЭ

Стандартный период сдачи ЕГЭ - май-июнь. В это время его сдают большинство школьников. Однако если необходимо пройти испытание раньше положенного срока, можно сделать это в досрочный период, в апреле, или в дополнительный период, в мае.

На сдачу в досрочный период имеют право определенные группы людей. К ним относятся:

  • лица, обучающиеся в вечерних школах, которых призывают на службу в армию;
  • участники спортивных соревнований или олимпиад;
  • те, кому необходимо лечение;
  • люди, выезжающие в срочном порядке за границу.

ЕГЭ в дополнительный период могут сдать:

  • выпускники прошлых лет;
  • выпускники профессионального образования;
  • иностранцы.

Порядок проведения ЕГЭ

С собой на экзамен нужно обязательно принести паспорт. Все личные вещи, кроме черной гелевой ручки для заполнения бланков и паспорта, сдающие оставляют за пределами аудитории. Для сдачи некоторый предметов нужно принести линейку, карандаш или непрограммируемый калькулятор.

С каждым годом условия сдачи экзамена становятся все более жесткими, а варианты ЕГЭ усложняются, что связано с сокращением бюджетных мест в вузах.

Воспользоваться какими-либо электронными устройствами невозможно: все сдающие проходят контроль металлоискателем. Даже если шпаргалкой ученик не воспользовался, но организаторы заметили ее, результаты экзамена аннулируются. Попытка списывания может обернуться пересдачей через год.

На выполнение КИМ отводится определенное время, которое зависит от конкретного предмета. В этот промежуток входит как выполнение заданий, так и перенос их в специальные бланки. Черновики эксперты не проверяют. Через отведенный промежуток времени бланк у выпускника забирает организатор.

От привычного регулярного контроля знаний экзамен отличается тем, что сдающие выполняют задания под онлайн-видеонаблюдением. Это решение было предпринято для справедливой оценки знаний каждого ученика.

Не стоит обращать на камеры внимание во время экзамена, это только вызовет лишнее беспокойство. Для тех, кто самостоятельно и честно выполняет задания, наблюдение не страшно.

Кроме всего перечисленного, при наличии медицинской справки можно пронести в аудиторию препараты или еду.

Как вести себя выпускнику на ЕГЭ?

Есть некоторые правила поведения ученика на ЕГЭ, ознакомление с которыми поможет избежать проблем в условиях экзамена. Сдающим строго запрещено:

  • проносить личные вещи в аудиторию (телефоны, учебники, шпаргалки и подобное);
  • разговаривать с другими выпускниками;
  • пересаживаться;
  • обмениваться вещами;
  • выходить из класса без разрешения.

Проверка ЕГЭ

Работы каждого ученика анонимны. Каждому выпускнику присваивается код, который он должен занести в бланк.

Проверяют образцы работ эксперты-учителя согласно четким критериям, которые также можно найти на сайте ФИПИ. Осуществляется проверка тремя экспертами. В случае возникновения разногласий за задание выставляется средний балл.

Система оценивания

Результаты экзаменов по предметам различны, поскольку каждый экзамен имеет собственную шкалу оценивания. Для преодоления этой разницы первичные баллы при выставлении результатов переводятся системой во вторичные (по стобалльной шкале). Перевод осуществляется в порядке, изображенном на картинке.

Если выпускник сомневается в правильности проверки экспертами, можно подать на апелляцию. Работа будет отправлена на пересмотр всех заданий, осуществляемый вручную. Однако стоит помнить, что при повторной проверке можно как получить дополнительные баллы, так и потерять их.

Система оценивания устанавливает определенный порог по каждому предмету, который определяет наличие у выпускника минимальных знаний за курс школьной программы. Если порог не пройден, ученику предоставляется возможность пересдать экзамен в резервные дни. При получении оценки ниже удовлетворительной по двум обязательным предметам пересдать можно только через год.

Конечно, чтобы избежать стресса и избавить себя от неожиданностей на экзамене, нужно не только четко представлять себе, что такое ЕГЭ, но и регулярно уделять время планомерной подготовке. Тогда задания экзамена не будут казаться столь пугающими.

Поводом для написания этой статьи стал разговор с родителем выпускника, который, поделившись со мной своим знанием о ЕГЭ, полученным в ходе нескольких консультаций в школе, сказал: «И все-таки я не понимаю, как там все устроено! А поэтому не доверяю этому экзамену».

Мне думается, подавляющее большинство родителей находятся в таком же положении. Более того: в похожем «состоянии души» находится и большинство учителей и работников управлений образованием. Причина такого отношения к ЕГЭ у населения и профессионалов кроется в предельной закрытости системы и полном отсутствии вменяемых разъяснений технологии экзамена. Туманные пояснения, что она разработана учеными на основании международного опыта — не в счет.

Откуда взялся ЕГЭ? Понятие Единого Государственного Экзамена вошло в обиход работников системы образования на рубеже 1998 — 2001 годов, когда в недрах Министерства образования РФ готовилась и принималась новая Концепция развития образования в России. Эта концепция разрабатывалась в тесной взаимоувязке с известной общеэкономической Концепцией развития России, более известной как программа Грефа. Авторами «образовательной» части обеих концепций были одни и те же лица — команда, возглавлявшаяся Е. Ясиным, Я. Кузьминовым (оба ныне — руководители ГУ «Высшая школа экономики»), А. Асмоловым (на тот момент — зам. Министра образования) и В. Филипповым (тогда — Министр образования). Большую помощь в создании Концепций оказывали специалисты Мирового Банка (Банк Реконструкции и развития) и другие зарубежные эксперты и советники.

Суть реформ, предписанных Концепцией развития образования, сводилась к двум базовым постулатам: повышение эффективности образования и повышение его доступности. В рамках повышения эффективности системы образования разработчиками Концепции, среди прочего, было предложено внедрить новую, по их мнению, более экономически оправданную, систему финансирования высшей школы — так называемые ГИФО (Государственные именные финансовые обязательства). По сути — ваучеры или сертификаты, которые получает выпускник школы и передает их при поступлении в ВУЗ. Эти сертификаты ГИФО должны были обеспечить реализацию принципа «деньги следуют за учеником» и давали бы возможность поступить в любой ВУЗ, даже на платное обучение…

В «связке» с этими самыми ГИФО, в качестве системы независимой сертификации знаний учащегося и предлагалось введение ЕГЭ. То есть ЕГЭ на заре своего рождения не был самостоятельным — он был лишь дополнительным инструментом и без ГИФО даже не рассматривался. Предложение о ГИФО не встретило одобрения в обществе и в Государственной Думе и было, по сути, отклонено. Но не окончательно: ЕГЭ был признан интересной идеей и принят в работу в качестве ЭКСПЕРИМЕНТА. Сразу отмечу: публичного и подробного ОТЧЕТА о результатах этого эксперимента на детях нет до сих пор — никто не рассказал обществу, почему он оказался успешным.

Каковы цели внедрения ЕГЭ? Надо сказать, что с целеполаганием внедрения ЕГЭ в России приключилось то, что обычно: «хотели как лучше, получилось как всегда..» Первоначально ЕГЭ был предложен как система независимой оценки знаний, исключающей субъективность в экзаменационной оценке со стороны учителя и дающей шансы на поступление вне зависимости от того, где учится школьник: в мегаполисе или в отдаленном регионе. Эта же идея гармонично смотрелась на бумаге и в контексте общей задачи реформ, направленных на повышение доступности образования.

Однако на этом дело не закончилось. То ли аргументация работала не слишком эффективно, то ли в бозе почивший ГИФО заставлял его разработчиков защищать ЕГЭ все более и более вескими аргументами, но лоббисты «единого» принялись придумывать новые мотивы его немедленного внедрения на всей территории страны. Главным новым аргументом, призванным объяснить, зачем нам всем нужен ЕГЭ, стали слова о том, что ЕГЭ — это единственный эффективный инструмент борьбы с коррупцией и, как только он станет абсолютным и безальтернативным, взятки при поступлении в ВУЗы исчезнут как анахронизм и пережиток «старого режима». Блажен кто верует, скажем мы себе, а так же Президенту и тем депутатам Федерального Собрания, которые проголосовали за изменение законодательства об образовании, сделавшим ЕГЭ абсолютно ЕДИНЫМ. Сделавшим, это не проведя общественной экспертизы результатов экспериментального внедрения ЕГЭ, одним росчерком пера. В итоге «старорежимные взятки» не просто умерли. Они воскресли с новой силой!

Но об этом чуть позднее. Замечу лишь, что в момент утверждения ЕГЭ в качестве законной и единственной системы оценки знаний учащихся аргументация была уже совсем другой, чем вначале! Ведь экзамен создавался не как инструмент борьбы со взятками или фальсификацией…

В итоге борьбы с коррупцией с помощью ЕГЭ мы получили ежегодные скандалы с фальсифицированными данными, удивительные результаты по русскому языку в ряде «нерусскоговорящих» регионов и как довершение: четверть (!!!) 100-бальных результатов 2009 года официально признаны недействительными, а на несколько факультетов МГУ не поступило ни одного человека без льгот — все сплошь сирые и больные.

Но и это выдающееся достижение в деле аргументации в пользу ЕГЭ не остановило его проповедников и внедренцев. Логика их действий проста: в настоящий момент общество уговаривать уже не надо, поскольку ЕГЭ прописан в законе. Но ведь Закон могут и поменять! Соответственно, вся аргументация последнего времени была направлена на объяснение людям, принимающим решения, а именно - депутатам и Президенту, что ЕГЭ — это... инструмент управления системой образования и инструмент оценки работы учителя, школы, региона!

То есть налицо новая подмена целей. Причем по свидетельству учителей, изначально им говорили обратное: результаты ЕГЭ не станут мерилом эффективности их работы, ведь это совсем разные задачи и линейкой напряжение в электросети не измеришь! Удивительную изворотливость и подлость чиновников начинаешь понимать только тогда, когда сам лично увидишь это в реальной жизни. В результате предпринятых активных управленческих действий по новой трактовке ЕГЭ к 2010 году итоги ЕГЭ стали не просто данными методической статистики — на их основании сегодня закрывают школы, увольняют работников системы образования и ставят «управленческие оценки» работе чиновников, включая Губернаторов! Представьте себе: при такой постановке вопроса от результатов ЕГЭ сегодня может зависеть то, кто возглавляет регион! А если учесть тот факт, что оценка ЕГЭ является манипулятивной (я расскажу об этом), то можно прийти к еще более удручающим выводам о том, что в руках неизвестных нам лиц в системе образования зависит политическое и административное управление страной! Это, разумеется, некоторая гипербола, но исключать возможность политического влияния ЕГЭ сегодня уже просто нельзя!

Однако не все так кошмарно и однозначно. Автора данных строк воодушевляют некоторые последние шумные события в системе образования, которые дают повод надеяться на лучшее. Речь идет об известной голодовке учителей против закрытия школ в Ульяновске. Напомню, что поводом для закрытия стали… невысокие результаты выпускников этих школ по ЕГЭ. В итоге разгоревшегося скандала один из главных идеологов и лоббистов ЕГЭ Я. Кузьминов был вынужден сказать следующее:«... Мы сейчас будем предлагать реализовывать программу особой поддержки 20% школ, которые показывают самые слабые результаты по ЕГЭ. Во многих странах такие школы получают дополнительные ресурсы от государства, чтобы эти школы выполняли функцию социального выравнивания». Таким образом, в новом учебном году апологетам ЕГЭ придется искать новые аргументы в защиту своего детища, ведь низкие результаты у каждой пятой школы в стране — это слишком много. Либо с инструментом оценки что-то «не то». Спектакль продолжается, а между тем проблем у системы образования не убывает...

Как устроен ЕГЭ? Попробую взять на себя роль толмача и перевести с заумно-нудного языка разработчиков то, что должно было бы пролить свет на главную тайну ЕГЭ: как работает эта штука? Для начала напомню процедурную часть ЕГЭ. В определенный день и час по всей территории нашей необъятной Родины все выпускники приходят в «пункты приема ЕГЭ», садятся в класс, выключают телефоны и прочие «гаджеты», берут в руки гелиевую ручку с черной пастой, вскрывают индивидуальные секретные пакеты с персональным вариантом ЕГЭ и отвечают письменно на его вопросы. Вопросы в ЕГЭ представлены в трех частях: А, B и С. Первые две части проверяются автоматически с помощью специальных сканеров и компьютерной обработки данных, часть С проверяется экспертами на основании шаблонов решений задач. По логике разработчиков, именно часть С должна давать возможность выпускнику выразить на бумаге индивидуальность в областях, где трудно определить уровень знаний и способность к рассуждению с помощью тестовых заданий частей А и В. После того, как выпускник сдал работу, наступает самое интересное: процедура её проверки. Проверка проводится в специализированном центре и результат этой работы становится известен выпускникам не ранее, чем через неделю (!) после момента сдачи экзамена.

Вторым удивительным обстоятельством является то, что минимальный балл (ниже которого экзамен считается не сданным) устанавливается … после проведения экзамена по предмету! Устанавливается этот самый балл решением предметной Комиссии Рособрнадзора и может отличаться от года к году. Так, например, в 2010 году минимальный проходной балл по физике был установлен на уровне 34, в 2009 году он составлял 37. При этом в описании процедуры шкалирования ЕГЭ на официальном сайте http://www1.ege.edu.ru сказано следующее:«...При оценке результатов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ устанавливается минимальное количество баллов по каждому образовательному предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта...» Естественно, у любого здравомыслящего человека возникает вопрос: почему в разные годы баллы разные, если требования должны соответствовать стандарту, а ученики в школе проходят одни и те же содержательные элементы курса обучения? Невнятный ответ на этот вопрос есть все на том же официальном сайте Единого экзамена:

«Минимальное количество баллов по каждому образовательному предмету устанавливается Рособрнадзором после проведения экзамена с учетом:

- статистических данных по результатам экзамена данного года по стране в целом и по отдельным регионам, результатов прошлого года для обеспечения сравнимости результатов по годам;

- требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сформулированных в образовательных стандартах 2004 года;

- особенностей организации учебного процесса по данному общеобразовательному предмету (число часов на его изучение для различных групп экзаменуемых);

- экспертных суждений специалистов по отдельным общеобразовательным предметам и специалистов в области педагогических измерений».

То есть определение текущего уровня экзаменационной «двойки» осуществляется не по конкретному знанию элементов программы, как вы, возможно, думали, а по сложно соотносящейся пропорции массы субъективных и случайных показателей: неясно каких «статистических данных прошлых лет», особенностей обучения (при этом уровень «двойки» — един для всех во всей стране!!) и «экспертных суждений специалистов...», о которых, ясное дело, никому ничего не сообщается — кто эти люди, как именно они выбраны и почему именно они наделены полномочиями экспертов... Словом, «туман накрыл ненавистный Прокуратору город».

Приоткрыть завесу таинственности над процедурой ЕГЭ можно, если прочесть очень интересный доклад «ЕГЭ как катализатор кризиса российского образования», подготовленный учеными из Института прикладной математики им. Келдыша (сам доклад можно почитать тут: http://nonlin.ru/articles/ege ). В своем докладе уважаемые математики в пух и прах разносят всю «научную основу» ЕГЭ, доказывая несостоятельность как методики, так и применяемой технологии пересчета баллов и формализации результатов экзамена. Если вам интересно — почитайте ту часть доклада, которая названа его авторами «Тридцать восемь попугаев и одно попугайское крылышко»: это впечатляюще!

Но даже если допустить, что подсчет баллов — не самое главное в ЕГЭ, то встает другой, не менее интересный вопрос: а как удалось создателям этого экзамена совместить в одной процедуре две взаимоисключающие задачи: отсев двоечников (подведение итогов обучения) и выявление будущих Ломоносовых (вступительный экзамен)? Ответ прост — НИКАК! Приведу цитату из указанного доклада: «Невозможность объединения в одном приборе микроскопа и телескопа, хотя оба построены на оптических принципах, представляется достаточно очевидной. Впрочем, если нечто невозможно, это еще не значит, что не найдется желающих внедрить это нечто в повседневную практику, прекрасным примером чего и стал единый государственный экзамен. Сейчас в нем объединены функции выпускного экзамена и вступительного. То есть, он используется для выявления одновременно и тех, кому нельзя выдавать аттестат зрелости, т.к. они не смогли освоить школьную программу, и тех, кому имеет смысл получать в проверяемой области профессиональную специализацию. При этом обе задачи решаются из рук вон плохо... Абсурдность ситуации усиливается тем обстоятельством, что описанная проблема имеет тривиальное решение. Если достижения и способности нельзя проверить одновременно, их следует проверять порознь. Единый экзамен не должен быть единственным! Само слово «единый» следует понимать исключительно как общий для всей страны, но не как объединяющий в себе выпускной и вступительный...»

Специализированная Комиссия по совершенствованию проведения ЕГЭ при Президенте, признав существование «небольших проблем», не выявила ни одной очевидной системной ошибки ЕГЭ. А ведь именно необоснованный и тайно определяемый балл, совмещение разных задач в одном экзамене и ряд других системных проблем и являются основой несостоятельности «Единого» и именно это вызывает столько вопросов и недоумений у ученых, педагогов, родителей и учеников... Именно скрытая от общественности и реализуемая никому не известными лицами методология и технология, положенная в основу Единого госэкзамена, является основой для манипуляций чиновников с «минимальными баллами». Секретность при создании и хранении вопросных баз — основой для разнузданной коррупции на всех уровнях, а натаскивание «на ЕГЭ» — основой деятельности педагога в 11 классе. При этом насильственное принуждение ВУЗов к признанию результатов ЕГЭ является основой для преступления педагогов против истины, а ненужность учить «неЕГЭшные» предметы — очевидным исходом для школьников.

Продолжение следует.

По закону, подать заявление на прохождение испытаний выпускник прошлых лет может в любом регионе России – вне зависимости от того, где он прописан и где он завершал свое образование. Однако если вы находитесь в том же городе, где у вас оформлена регистрация по месту проживания – подавать заявление, скорее всего, придется в соответствии с пропиской, даже если вы живете или работаете на другом конце города. Впрочем, возможны варианты: точный регламент работы пунктов регистрации выпускников прошлых лет устанавливается региональными органами образования и в разных регионах России может немного различаться. Поэтому, если вы планируете сдавать экзамены не по месту прописки , лучше всего позвонить на «горячую линию» по вопросам ЕГЭ в вашем регионе и уточнить, где вы имеете право подать документы.


Телефоны «горячей линии» можно найти на официальном портале ege.edu.ru в разделе «информационное сопровождение». Там же вы найдете ссылки на региональные сайты, посвященные сдаче ЕГЭ. Именно на них размещается «проверенная», официальная информация об адресах пунктов, где можно подать заявку на сдачу ЕГЭ – с контактными телефонами и часами работы. Как правило, заявления принимаются в рабочие дни, два-три дня в неделю в специально отведенные часы.

Какие документы требуются для записи на ЕГЭ

Для подачи заявления потребуется предъявить следующий комплект документов:


  • документ о полном среднем образовании (оригинал);

  • паспорт;

  • если в промежутке между окончанием школы и сдачей экзаменов вы изменили фамилию или имя – документ, подтверждающий этот факт (свидетельство о браке или о перемене имени или фамилии),

  • если среднее образование получено в иностранном учебном заведении – нотариально заверенный перевод аттестата на русский язык.

Копии с документов снимать не надо: после того, как сотрудники регистрационного пункта внесут в автоматизированную систему все ваши данные, оригиналы будут вам возвращены.

Что нужно знать, подавая документы на ЕГЭ

К моменту визита на пункт регистрации выпускников прошлых лет, вам необходимо окончательно определиться со списком предметов , которые вы планируете сдавать – изменить «набор» будет очень сложно. Если выпускникам школ в обязательном порядке русский язык и математику, то на людей, уже получивших полное среднее образование, это правило не распространяется: вы можете сдавать только те предметы, которые требуются для поступления в вуз.


Решите, будете ли вы писать сочинение . Для одиннадцатиклассников получение «зачета» по сочинению является непременным условием допуска к экзаменам, но выпускники прошлых лет, сдающие ЕГЭ «по собственному желанию», не обязаны это делать – «допуск» они получают автоматически, по факту наличия аттестата. Поэтому вопрос о сочинении лучше уточнить в приемной комиссии выбранного вами вуза: является ли его наличие обязательным, может ли оно принести вам дополнительные баллы при поступлении. Если ответ на оба вопроса «нет» – вы смело можете не включать сочинение в список.


Если вы планируете сдавать ЕГЭ по иностранному языку – решите, ограничитесь ли вы только письменной частью (которая может принести до 80 баллов), или будете сдавать еще и «говорение» (дополнительные 20 баллов). Устная часть экзамена проводится в другой день, и, если перед вами не стоит задачи набрать максимум баллов – участвовать в ней необязательно.


Выберите сроки, в которые вы хотите сдавать экзамены. У выпускников прошлых лет есть возможность сдавать экзамены как в основные сроки (в мае-июне, одновременно со школьниками) или в досрочную «волну» (март-). Выбирайте то, что вам удобнее.

Как проходит запись на ЕГЭ для выпускников прошлых лет

Процесс подачи заявки достаточно прост, однако не стоит приходить на пункт регистрации за 10 минут до окончания срока работы, особенно если вы подаете документы в последние недели перед окончанием срока: не исключено, что вам придется немного подождать в очереди.


Документы подаются лично. Для регистрации на экзамены:


  • вы должны будете заполнить согласие на обработку персональных данных и внесение их в АИС (автоматическую идентификационную систему);

  • сотрудники пункта регистрации проверят ваши документы и внесут ваши личные и паспортные данные, а также данные аттестата в систему;

  • вы сообщите, какие предметы и в какие сроки планируете сдавать, после чего автоматически будет сформировано заявление на сдачу экзамена с указанием выбранных вами предметов и дат проведения экзаменов;

  • вы проверите распечатанное заявление, и, удостоверившись в том, что все данные указаны верно, поставите подпись;

  • сотрудники пункта регистрации выдадут вам на руки экземпляр заявления с пометкой о приеме документов, памятку для участника ЕГЭ и проинструктируют, как и когда вам надо будет явиться за получением пропуска на экзамен.

Сколько стоит сдача ЕГЭ для выпускников прошлых лет

Единый государственный экзамен проводится для всех категорий участников, включая выпускников прошлых лет, вне зависимости от того, сколько предметов вы решили сдавать. Поэтому процедура приема документов не подразумевает предъявления квитанций или оплаты услуг по регистрации.


При этом в большинстве регионов выпускники прошлых лет могут принять участие в «пробных», тренировочных экзаменах, которые проходят в условиях, максимально приближенных к реальности, оцениваются по стандартам ЕГЭ и позволяют участникам получить дополнительный опыт подготовки. Это платная дополнительная услуга, предлагаемая органами образования – и при желании вы можете ею воспользоваться. Однако участие в таких «репетициях» является совершенно добровольным.

Как форма государственной итоговой аттестации общего среднего образования уже ряд лет используется Обязательные предметы - математика и русский язык. Проведение итоговой аттестации имеет общие правила, которые неоднократно подвергались изменениям. О последних изменениях общих правил и будет рассказано в данной статье.

О правилах

ЕГЭ (обязательные предметы и предметы по выбору) проводят с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ), которые представляют собой стандартной формы комплексы с заданиями. Кроме того, существуют специальные обязательные бланки, чтобы оформлять ответы на задания. Обязательные предметы ЕГЭ, а также и предметы по выбору принимаются на русском языке письменно, если это не раздел иностранных языков ("говорение").

Проводятся экзамены на территории России и за пределами её по единому расписанию. Организаторами являются Рособрнадзор и органы исполнительной власти тех субъектов РФ, которые осуществляют управление сферой образования (ОИВ). За пределами страны принимают ЕГЭ (обязательные предметы и предметы по выбору) тоже Рособрнадзор и учредители образовательных организаций РФ, которые расположены за рубежом, имеют государственную аккредитацию и реализуют образовательные программы общего среднего образования, а также загранучреждения МИД РФ, которые располагают структурными специализированными образовательными подразделениями.

Допуск к ЕГЭ

Обязательные предметы и предметы по выбору сдают обучающиеся, которые не имеют академической задолженности и в полном объёме выполнившие индивидуальные или общие с оценками по всем предметам за все годы обучения не ниже удовлетворительных.

Государственную итоговую аттестацию имеют право сдавать в форме ЕГЭ (русский язык и математика) дети-инвалиды и инвалиды, а также обучающиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, обучающиеся в учебно-воспитательных спецучреждениях закрытого типа и учреждениях, где отбывают наказания в виде лишения свободы.

Учащиеся по образовательным программам профессионального среднего образования тоже имеют право на аттестацию по форме ЕГЭ (русский язык и математика, а также предметы по выбору для поступления в высшее учебное заведение). Таким же правом обладают учащиеся в образовательных организациях Республики Крым и города Севастополя.

Переаттестация и экстерн

Право на аттестацию по форме ЕГЭ доступно и выпускникам прошлых лет (с документом о получении общего полного среднего образования до 2013 года), а также тем учащимся, которые осваивают образовательные программы профессионального среднего образования и обучаются в образовательных организациях за рубежами РФ, даже если у них имеются действующие результаты ЕГЭ прошедших лет.

Могут сдать ЕГЭ и люди, освоившие программы среднего образования в других формах - семейного образования или самообразования, либо освоившие неаккредитованные государством образовательные программы. Они могут экстерном пройти ГИА в

Предметы

Сейчас обязательные предметы для сдачи ЕГЭ - русский язык и математика. Однако в 2020 году планируются перемены и дополнения. Во-первых, по словам главы Минобрнауки Ольги Васильевой, будет обязателен для всех экзамен по истории. Кроме того, в обязательные предметы ЕГЭ в 2020 году, возможно, войдут иностранный язык и география. И действительно, без знания истории страна не сможет успешно двигаться в завтрашний день. Будет ли география обязательным предметом ЕГЭ, пока поскольку вся существующая система экзаменов будет пересматриваться.

Однако английский язык как обязательный предмет в ЕГЭ (или другой иностранный), скорее всего, будет. Ряд регионов в 2020 году будет сдавать такой предмет в режиме апробации. Далее, к 2022 году, страна будет готова внести иностранный язык в экзаменационный минимум в школах, а теперь составляются пробные тесты, разрабатываются программы. История как обязательный предмет в ЕГЭ является вопросом уже практически решённым, хотя произойдёт это, по словам Ольги Васильевой, не раньше 2020 года. Это будет третий обязательный предмет.

История с географией

Ольга Васильева сделала множество заявлений на Всероссийской конференции по истории России, которая проходила в феврале 2017 года, относительно развития образования в стране. Много было сказано о сдаче ЕГЭ в 2020 году. Обязательные предметы будут пополняться. Она уточнила, что сегодня дети сдают только математику и русский язык, но третьим предметом ЕГЭ должна стать непременно история.

Также она заявила, что внимательно прислушивается к всё громче звучащему общественному мнению относительно ГИА, которую сдают учащиеся после окончания девятого класса, по географии. Очень многие граждане ратуют за введение такого экзамена при выпуске из школы. Перечень обязательных предметов ЕГЭ обязательно будет пополнен. Возможно, и география войдёт в их число.

Для поступления в вуз

В 2009 году все выпускники школ получили информацию об обязательных предметах ЕГЭ. Ими стали русский язык и математика. При этом каждый одиннадцатиклассник должен получить балл не ниже установленного Рособрнадзором. Дополнительно для поступления в вуз выпускники школ выбирают самостоятельно несколько необходимых предметов. Выбирать нужно из перечня общеобразовательных дисциплин, которые входят в список ЕГЭ. Сколько обязательных предметов, например, должен сдавать одиннадцатиклассник, собирающийся поступать в университет? Это будет зависеть от выбранной специализации. Например, будущему программисту необходимы ИКТ и информатика.

Задания ЕГЭ по математике можно выполнить заблаговременно не только полностью, но и неоднократно, для этого существуют официальные порталы с открытыми банками задач. Поскольку этот предмет является обязательным, выпускники именно так и поступают. Но математика математике рознь. Те же будущие программисты должны не базовый вариант решать, а профильный. Задания ЕГЭ по математике профильного уровня требуют, между тем, только знания школьного курса. На сайте выбранного вуза наверняка есть бесплатный демонстрационный материал, который можно использовать при самостоятельной подготовке.

Список

Предметы, включая и обязательные, по выбору выпускником школы для поступления в вуз:

1. Русский язык.

2. Профильная и базовая математика.

4. Физика.

5. Обществознание.

6. История.

7. Информационно-коммуникационные технологии и информатика.

8. География.

9. Биология.

10. Литература.

11. Иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский).

Чтобы получить аттестат об окончании средней школы, нужно сдавать только два обязательных предмета - русский язык и математику. Далее на добровольной основе выпускник может сдавать по собственному выбору любые предметы соответственно требованиям определённого Всё зависит от планируемого направления подготовки, то есть специальности.

Перемены

Поскольку в стране происходят не слишком быстрые, но кардинальные перемены, это никак не может не коснуться системы образования. Очень много нареканий накопилось у Министерства образования и науки со стороны населения страны. Конечно, в этой системе сдачи экзаменов есть свои плюсы, как, например, вариант предотвращения коррупции и независимость получаемой оценки знаний. Но и минусов очень много. Планируется к 2019 году разработать механизм сдачи ЕГЭ уже по шести предметам, а также увеличить количество аттестаций младшей школы. Конечно же, знания нужно оценивать системно, чтобы ученики приобрели навыки, повышающие ответственность и порядок.

В минус существующей организации ЕГЭ и родители, и учителя ставят тестовый характер экзамена. Большинство учащихся просто пытаются угадать правильный вариант ответа. Эту систему уже давным-давно нужно было упразднить, заменив её формой опроса, которая существовала до 2009 года. Конечно, необходимы и репетиции, и опросы общественного мнения, прежде чем будет внедряться в эту систему что-либо новое, ведь, прежде всего, необходимо уяснить, насколько улучшит ситуацию каждое из этих изменений.

Сроки и задания

Проведение ЕГЭ на территории РФ, а также и за её пределами предусматривает единое расписание. Каждый учебный предмет имеет собственную продолжительность по времени проведения экзамена. Минобрнауки РФ в январе текущего года издаёт указ, в котором утверждается единое расписание и продолжительность проведения каждого экзамена. Также в нём даётся весь перечень средств, которые понадобятся для обучения и воспитания и будут использоваться при проведении ЕГЭ.

ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) разрабатывает экзаменационные задания (КИМ), то есть комплексы стандартизированных заданий, с помощью которых будет установлен уровень освоения образовательного стандарта. На сайте ФИПИ можно заблаговременно ознакомиться с разделом демонстрационных вариантов ЕГЭ по каждому предмету, а также с документами, которые регламентируют содержание и структуру КИМ - со всеми кодификаторами и спецификациями. Задания могут быть как с развёрнутыми, так и с краткими ответами. Устные ответы экзаменующихся по иностранным языкам записываются с помощью аудионосителей. Этот раздел ("говорение") пока ещё на добровольных началах.

Ответственность

Информацию контрольных измерительных материалов, которые используются для проведения государственной аттестации, нельзя разглашать, поскольку она относится к информации с ограниченным доступом. Поэтому все, кто будет привлечён к проведению ЕГЭ, а также лица, сдающие экзамен в период его проведения, несут ответственность за разглашение сведений КИМ в соответствии с законодательством РФ.

Если сведения КИМ будут опубликованы, например, в сети Интернет, это станет свидетельством наличия признаков правонарушения по статьям 13.14 и 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях; 59, часть 11 Федерального закона РФ "Об образовании в РФ".

Результаты

Государственная итоговая аттестация, которую проводят по форме ЕГЭ, использует стобалльную систему оценки по всем предметам, кроме математики базового уровня. Отдельно по каждому предмету установлен минимум по количеству баллов, и если экзаменующийся преодолел этот порог, то освоение им образовательной программы общего среднего уровня будет подтверждено.

Когда проверка экзаменационных работ завершается, результаты ЕГЭ по всем предметам рассматривает председатель ГЭК, после чего он принимает решение об аннулировании, изменении или утверждении их. Утверждение результатов происходит в течение одного рабочего дня после проверки всех экзаменационных работ.

Апелляции

Если экзаменующийся выпускник средней школы не удовлетворён полученными баллами, он имеет возможность в течение двух дней с момента объявления результатов ЕГЭ подать апелляцию о несогласии. Она составляется в письменной форме и подаётся в образовательную организацию, которая давала допуск экзаменующемуся к ЕГЭ.

Выпускникам прошлых лет и другим категориям участников ЕГЭ можно подать апелляцию в место регистрации на сдачу или в другие, которые определил регион. Результаты ЕГЭ по каждому экзаменующемуся существуют только в федеральной информационной системе, а бумажные свидетельства о них не предусмотрены. Срок их действия - четыре года.

Повторная сдача

Если выпускник данного текущего года получает результат, оказавшийся ниже установленного минимума баллов по какому-либо из обязательных предметов, он может сдать ЕГЭ повторно - в едином расписании для этого предусмотрены дополнительные сроки. Если же любой категории участник ЕГЭ не сумеет получить минимум баллов по предметам, которые он выбрал для поступления в вуз, то пересдача состоится только через год.

С 2015 года все школьники могут сдавать ЕГЭ по обязательным предметам до трёх раз (это касается только математики и русского языка). Это возможно либо в дополнительные дни, если провален только один предмет, либо осенью (сентябрь, октябрь). В последнем случае поступление в вуз уже состояться не может, поскольку необходимые сроки прошли, но аттестат ученик при этом получит.

Каждый любящий родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Только что ребенок был маленький – и вот вырос и сдает ЕГЭ. А это момент перехода между школой и взрослой жизнью.

Чем же взрослые могут помочь своим детям – абитуриентам?
Прежде всего, родители бывают очень разные. И все они относятся очень по-разному к ЕГЭ и поступлению.


Есть родители – контролеры и критики.
Ребятам с ними трудно. Родитель-критик всегда недоволен. «Я в твои годы такие задачи как орешки щелкал», - говорят они.

Таких родителей в нашей стране много. По данным статистики, российские родители чаще всего говорят старшеклассникам три фразы:
1) «Ну что, бестолочь, докатился?»
2) «И в кого ты такой уродился!»
3) «Ты еще в попу его поцелуй, кота своего!»: -)

Ну зачем это? Зачем критика и недовольство? Если любит кота – это прекрасно! Уродился в вас, не в кого-нибудь. И никуда он не «докатился», у него вообще вся жизнь впереди!

Дети ждут от нас, взрослых, понимания и поддержки! Не сарказма, не критики, не сравнения с «соседским Васей». И точно не града вопросов:
- Ты пообедал?
- Ты уроки сделал?
- Не сделал? Почему?
- Ты как ЕГЭ думаешь сдавать?
- Вот не сдашь ЕГЭ, что тогда?
Все эти вопросы только мешают взаимопониманию.
Хуже всего для общения с подростками может быть формальный вопрос «Как дела?» Конечно, они ответят: «Нормально». Хотя им в этот момент может быть очень трудно!

Быть подростком вообще трудно. У них не так много достижений, как у нас. Нет такой уверенности. Они хотят быть взрослыми и хотят, чтобы у них все получалось.

Не будем забывать, что ЕГЭ по каждому предмету содержит огромное количество заданий. Можно сказать, что ЕГЭ – это «два в одном». И выпускной экзамен за курс общеобразовательной школы, и вступительный экзамен в вуз. И на выполнение всех заданий дается всего 3 часа 55 минут. А мы, когда поступали, решали 5-6 задач за 4 часа!

Есть родители гипер-заботливые , которые пытаются оградить детей от любых сложностей. Даже когда ребенок выше мамы на целую голову, им хочется его опекать, находиться рядом, помогать. Они привычно говорят о себе и сыне или дочери «Мы». «Мы сдаем ЕГЭ». Хорошо ли это?

Такие родители готовы тянуть «ребенка», пока у него не появятся свои дети. «Не волнуйся, если не сдашь ЕГЭ, пойдешь на платное. Мы за тебя заплатим! Если сессию не сдашь – тоже заплатим! А потом возьмем к себе на работу! Купим тебе квартиру!» И тогда у детей либо теряется всякая мотивация, либо возникает протест «Не надо, я сам!»

Дорогие родители! Ребята в 16-17 лет – уже вполне взрослые. Им очень нужны и понимание, и поддержка, но совсем не та поддержка, в которой нуждается двухлетний малыш. Школьные оценки – это их ответственность! Попробуйте понять: каких слов поддержки они ждут от вас?

Есть родители, так занятые своей жизнью, что почти потеряли контакт со своими детьми.
Такие родители выбирают курсы ЕГЭ не по качеству обучения, а только для того, чтобы поставить «галочку». «Так, тетради купил. Курсы я ему выбрал. Вуз выбрал. Теперь пусть учится!»

Им даже в голову не приходит наладить душевный, человеческий контакт.

Проводились такие опросы: школьников спрашивали, как они хотели провести ближайшие выходные? В соцсетях или с родителями? Большинство говорили: «Я хотел бы с родителями, но родители сидят в соцсетях или вообще заняты чем-то другим».

И поэтому не надо устраивать 16-летнему сыну или дочери допрос по поводу оценки за изложение. Оценка может иметь хоть какое-то значение не сама по себе, а как показатель более важных вещей. Грамотность, культура речи, умение формулировать свои мысли. Это достаточно сложные навыки. Эмоциональная критика никак не поможет их развитию.

Стоит ли самим готовить своих детей к ЕГЭ? Как правило, родители быстро теряют терпение, а дети в конце концов увиливают от таких «занятий». Намного лучше, если подготовкой к ЕГЭ займется преподаватель курсов ЕГЭ или репетитор-профессионал.

Лучшее, что можно сделать, - найти интересный формат общения для себя и своих детей. Можно просто поговорить. Посмотреть хороший фильм. Пойти вместе в поход в горы. Ведь дети скоро вырастут и путешествовать будут уже не с вами! Цените это прекрасное мгновение, пока вы вместе! Если надо – выслушайте. Для старшеклассника очень важно, когда взрослый говорит - или даже не говорит, а всем своим поведением показывает ему: «Я - твой старший друг, если что - я приду к тебе на помощь. Мы с тобой вместе. Я тебе доверяю, я горжусь тобой».

А ЕГЭ сдастся и никуда не денется. Главное – разумный подход:
- Доверить подготовку к ЕГЭ профессионалам,
- Искать курсы ЕГЭ или репетитора, которые дают реальные знания. Ведь мы учимся не для того, чтобы сдать ЕГЭ, а для того, чтобы стать образованным человеком!
- Рассматривать подготовку к ЕГЭ как тренировку в достижении цели – а не как «страшилку»,
- Понимать, что старшекласснику трудно, любить, понимать и поддерживать его,
- Дать сыну или дочери право быть самостоятельным. Домашки и оценки – это их ответственность, а не ваша!
- Подумать о запасных вариантах . Что будет, если вдруг не сдали ЕГЭ? Ведь не конец света?

И конечно, помнить, что ЕГЭ – это только небольшой этап в жизни. Не нужно переоценивать значимость экзамена. Это всего лишь одна ступенька. Таких ступенек будет еще очень, очень много! Можно относиться к ЕГЭ просто и конструктивно: есть задача, которую нужно решить. Надо узнать, какое количество баллов нужно набрать для поступления в вуз, понять достаточно ли школьных знаний. Чаще всего – недостаточно, и тогда надо выбрать курсы или репетитора.


И никогда не сомневайтесь: ваши дети очень любят вас! И они очень хотят, чтобы у вас все было хорошо!

Расскажи друзьям!